"Пубертат — это огромное драматическое событие в детской жизни. Рихард Вагнер дает в своем "Парсифале" образ, заставляющий задуматься о драматизме возмужания. Парсифаль, войдя невинным ребенком в замок Грааля и будучи снова изгнанным из него, так как он не задал вопроса как "невинный глупец", попадает в волшебный сад Клингзора. Декорация изображает фантастический ландшафт с огромными разноцветными экзотическими цветами. Когда Парсифаль освобождается от очарования, Клингзор кидает в него копье, которое Парсифаль ловит рукой. В этот момент раздается гром. Внезапно становится темно. Весь волшебный мир рушится. Вслед за этим Парсифаль оказывается один посреди мрачных, безотрадно одиноких скал. В этом безотрадном одиночестве он должен найти самого себя, чтобы позднее снова найти путь к замку Грааля.
Это происходит в начале пубертета. Яркий, многоцветный мир ребенка рвется на куски, и молодой человек вдруг видит себя в пустом, мрачном мире так называемых голых фактов. Этот момент, один из самых драматических в "Парсифале", может глубоко тронуть зрителя. Через него проходит в жизни каждый человек.
Одиночество является лейтмотивом пубертета. В дневниках, так характерных для этого времени, можно снова и снова найти мысль: "Никто меня не понимает, никому не было так одиноко, как мне."
Из этого одиночества ищут путь к другому человеку, к сообществу Грааля, если остаться в мире образов "Парсифаля". После анализа, разделения наступает период синтеза. Поиск его господствует в стремлениях последних семи лет перед взрослостью. В конечном счете, синтез человека и мира находят, лишь познав силу, постоянно присутствующую там, где двое находятся вместе во Имя Его.
Неуравновешенность периода пубертета связана с этим чувством одиночества. Снова и снова с потрясающей силой оно вторгается в мир чувств. Иногда оно преодолевается миром детских иллюзий. Это удается все меньше. Все чаще приходится искать других путей, чтобы заполнить мрачную пустоту собственной души. Молодой человек ищет пожилого друга, который поймет его в его одиночестве и протянет ему руку, чтобы вывести его из его лабиринта смятенных чувств.
Пубертат - это та фаза, в которой начинается поиск новой роли в гораздо более обширном мире. Где я, каково мое место в целом, как меня оценивают другие — все это новые вопросы.
Это поиск собственной идентичности. Если это не удается, мы можем наблюдать после пубертета либо уход в себя, либо растворение в компании. Последнее связано с тем, что обретение себя в сообществе предусматривает "собственную ценность".
Бегство в стадность в различных социальных обстоятельствах может принимать самые противоположные формы. Но оно всегда оказывается следствием неудавшегося обретения "своего Я".
Неограниченный авторитет как педагогический принцип изживает себя с наступлением пубертатного периода. Молодой человек хочет признавать старшего в дружбе как ведущего. Много огорчений возникает в семейной жизни, если родители продолжают занимать авторитарную позицию и после возмужания и не превращают ее в дружеское руководство. Ребенок по праву ощущает авторитет как оскорбление своей личности.
Уже было указано на то, что ребенок ищет нового синтеза с миром как выхода из своего одиночества, которое впервые полно и совершенно ощущается в пубертатный период.
В первые семь лет ребенок еще образовывал единство с миром, который был частью его собственного существа. Во втором семилетии произошло постепенное разделение "Я" и мира, превратившееся на четырнадцатом году в одиночество пубертатного периода.
Новое соединение "Я" и мира, к которому стремятся, должно быть вполне осознанной, самостоятельно осуществленной связью".
Бернард Ливехуд. "Фазы развития ребенка".